Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
1. информация, запрещенная для распространения среди детей;
2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
3. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
4. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
5. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
6. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
7. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
8. оправдывающая противоправное поведение;
9. содержащая нецензурную брань;
10. содержащая информацию порнографического характера.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.
Общие правила для родителей
1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.
2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.
Педагогам
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся
1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
ЦИФРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ДЕТЕЙ
Внимание!
Не только дети, но и взрослые могут проводить в Интернете целый день. Видео, соцсети, игры - на это можно тратить очень много времени. Как показали независимые исследования в 76% случаев дети используют Интернет для игр, в 70% для просмотра видео, в 67% для общения с друзьями
и в 53% для подготовки к урокам. 80% опрошенных школьников не могут обойтись без смартфона*. Среднее время, которое подростки проводят в Интернете, составило почти 6 часов в день*. Эта пугающая тенденция приводит к подмене реальных ценностей виртуальными.
Ключевые фигуры IT-отрасли, которые сами занимались разработкой устройств и программ,
такие как Билл Гейтс или Стив Джобс, строго ограничивали время использования Интернета и
гаджетов в своей семье. До определенного возраста они вообще не разрешали детям пользоваться
смартфонами.
Признаки «беды»
1. Ребенок теряет интерес к нахождению на улице, встречам с друзьями или спортивным играм.
2. Ребенок плохо учится в школе, постоянно даже там «сидит» в смартфоне.
3. Ребенок утомляется, плохо спит, жалуется на головные боли и зрительное утомление.
4. У ребенка меняются привычки в еде.
5. Ребенок начинает плохо следить за личной гигиеной.
6. Ребенок зацикливается на конкретном сайте или игре.
7. Ребенок крайне агрессивно реагирует на просьбы отвлечься от его виртуальных занятий.
8. Находясь не за компьютером, ребенок ведет себя нервно или раздражительно.
9. Ребенок отдаляется от родителей, перестает разговаривать с ними на личные, волнующие его
темы.
10. Ребенок отдаляется от одноклассников и друзей в реальном мире, отдавая предпочтение
«виртуальному общению, находит себе лучшего друга «родную душу» в социальных сетях.
11. Ребенок проводит ночное время или часть времени, предназначенного для сна, в социальных
сетях или за компьютерными играми.
12. Ребенок резко меняет свое отношение к вопросам, касающимся традиционных духовно-
нравственных основ жизни, в частности: патриотизма, милосердия, сострадания, начинает
защищать права на нетрадиционные сексуальные отношения, смену пола, гендерную
идентичность, идеологию феминизма, чайлдфри и пр.
13. Ребенок проявляет беспричинную агрессию, замкнутость, депрессию, частую смену
настроения.
14. На теле ребенка регулярно появляются ссадины, порезы или иные повреждения.
Полезные советы
1. Установите ограничения на то, когда и сколько времени может проводить ваш ребенок в
Интернете во внеучебное время.
2. Введите запрет на использование ребенком телефонов, компьютеров и планшетов в ночное
время. Общение ребенка через социальные сети и личную переписку в ночное время часто
используется преступниками как методика доведения их до самоубийства, вовлечения в
опасные квесты, нанесения вреда собственному телу, склонения к разговорам на сексуальные
темы и иные виды деструктивного поведения.3. Используйте доступные вам технологии – функции родительского контроля!
3. Инструменты для отслеживания времени, проведенного в сети, помогут вам установить рамки допустимого
пользования электронными устройствами или Интернетом. Будьте честны с ребёнком и
объясните, ради чего вы собираетесь использовать эти технологии. Родитель должен знать,
чем ребенок занимается в сети! Более подробную пошаговую инструкцию о том, как настроить
родительский контроль на разных устройствах можно найти на портале Лиги безопасного
Интернета https://ligainternet.ru/
4. Отключите уведомления в приложениях социальных сетей, чтобы свести к минимуму
отвлекающие факторы.
5. В зависимости от возраста вашего ребенка вы можете составить ежедневный распорядок
использования гаджетов для всей семьи, в котором определено время на реальный
мир (общение с друзьями и в семье без гаджетов), и время на виртуальный мир. Не
противопоставляйте эти два мира, чтобы живое общение не было наказанием! Пусть
расписание будет естественно чередовать различные полезные виды деятельности.
6. Не используйте смартфон как средство для освобождения ребенка от вас. Если ребенок
слишком рано выйдет в Интернет, это может привести к «цифровой наркомании» и проблемам
со здоровьем.
7. Разнообразьте список ваших домашних дел «оффлайновыми» занятиями – например
совместными физическими упражнениями, чтением книг или настольными играми.
8. Обсудите возможность запрета использования электронных устройств во время занятий
с классным руководителем вашего ребенка, вынесите данный вопрос на рассмотрение
родительского собрания для распространения ограничения на всех учеников класса.
Личный пример
Вы можете подать хороший пример независимого поведения ребёнку и
сами, сократив свой досуг перед экраном ноутбука или смартфона.